РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Информатике и ИКТ 5 класс ФГОС Босова 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для 5 класса  разработана на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом  Минобрнауки России от «17»  декабря  2010 г. № 1897).

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

·                  Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом  Минобрнауки России  от «17»  декабря  2010 г. № 1897

·                  Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

 

Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение следующих целей:

·        развитие  общеучебных  умений  и  навыков  на  основе  средств  и  методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации,  самостоятельно  планировать  и  осуществлять  индивидуальную  и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·        воспитание  ответственного  и  избирательного  отношения  к  информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5–6  классах необходимо решить следующие задачи:

·        структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных пособов решения  задач  в  зависимости  от  конкретных  условий;  самостоятельное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·        формирование  умений  и  навыков  самостоятельной  работы;  стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·        создать  условия  для    овладения  основами  продуктивного  взаимодействия  и сотрудничества  со  сверстниками  и  взрослыми:  умения  правильно,  четко  и  однозначно формулировать  мысль  в  понятной  собеседнику  форме;  умения  выступать  перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Данная программа по информатике для основной школы (5–6 классы) соответствует ФГОС  ООО.

При изучении информатики по данной программе предусматривается использование учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5–6 классов (авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В состав УМК входят:

1.      Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.      Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.      Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).

В соответствии с ФГОС, знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе. Определённый опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового

поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.В учебниках 5–6 классов представлено введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение информатики в 7–9 классах. Теоретический материал учебников поддержан развёрнутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, включающим вопросы, задачи и задания для практического выполнения, описание работ компьютерного практикума. Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ - компетентности учащихся основной школы. С учетом возрастных особенностей ученикам 5–6 классов предложен компьютерный практикум, состоящий из детально разработанных описаний  работ. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее развитых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников. Обучение по учебникам УМК Босовой обеспечивает развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры. Учебники соответствуют ФГОС ООО (2010г.), включены  в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2015/2016 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Рабочие тетради содержат систему заданий разного уровня сложности в виде рисунков, схем, таблиц, кроссвордов на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала, в том числе заданий творческого характера. Представленная в рабочих тетрадях система заданий ориентирована на формирование у школьников универсальных учебных действий и индивидуализацию учебного процесса. Тетради соответствуют ФГОС ООО. Рабочих тетрадей на печатной основе (автор -  Босова Л.Л.)для каждого года обучения достаточно для изучения данного курса и дополнительные тетради не предусмотрены.

Основной единицей учебного процесса является урок.

Из 35 часов, предназначенных для изучения предмета, 1 час в 5 классе выделен для проведения итогового тестирования. Кроме того,  предполагается проведение небольших проверочных работ по завершению блока тем. Проверочные работы могут даваться в виде тестов или контрольных работ в электронном виде или на опорных листах с заготовками. Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения.  На уроках предполагается использование электронных приложений, которые  подготовлены с целью возможности "оживления" уроков информатики с помощью флэш-анимации, приложений с интерактивной доской. Материал приложений соответствует главам и параграфам учебников.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных  процессов  в  системах  различной  природы,  а  также  о  методах  и средствах их автоматизации.

Многие  положения,  развиваемые  информатикой,  рассматриваются  как  основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,  физикой,  химией,  биологией  предмет  «Информатика»  закладывает  основы естественнонаучного мировоззрения.  Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата,  так и на уровне инструментария. Многие предметные  знания  и  способы  деятельности  (включая  использование  средств  ИКТ), освоенные  обучающимися  на  базе  информатики,  находят  применение  как  в  рамках образовательного  процесса  при  изучении  других  предметных  областей,  так  и  в  иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы  на  формирование  метапредметных  и  личностных  результатов.  На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования  образовательных  результатов,  которые  в  настоящее  время  принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего  мира.  В  этих  условиях  велика  роль  фундаментального  образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро  наступающим  переменам  в  обществе  требует  развития  разнообразных  форм мышления,  формирования  у  учащихся  умений  организации  собственной  учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании информатики основной школы сделан акцент на изучении  фундаментальных  основ  информатики,  формировании  информационной культуры,  развитии  алгоритмического  мышления.

Предмет  «Информатика»  основной  школы  является  частью  непрерывного  курса информатики, который включает в себя также пропедевтический уровень в начальной школе и  обучение  информатике  в  старших  классах  (на  базовом  или  профильном  уровне).  В настоящей  программе  учтено,  что  сегодня,  в  соответствии  с  Федеральным государственным  стандартом  начального  образования,  учащиеся  к  концу  начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки  и  развивают  их  в  рамках  применения  при  изучении  всех  предметов.  Информатика в основной школе,  опирается  на  опыт  постоянного  применения ИКТ,  уже имеющийся  у  учащихся,  дает  теоретическое  осмысление,  интерпретацию  и  обобщение этого опыта.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В соответствии с учебным планом 5 классе (реализация ФГОС ООО) в учебный год на изучение предмета выделяется по 0,5 часа в неделю (обязательная часть), по 0,5 часа добавляется из части, формулируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, на изучение предмета отводится по 35 часов (1 час в неделю) в 5 классе.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные  результаты  –  это  сформировавшаяся  в  образовательном  процессе система ценностных отношений учащихся  к себе, другим участникам образовательного процесса,  самому  образовательному  процессу,  объектам  познания,  результатам образовательной  деятельности. Основными  личностными  результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

·      ответственное  отношение  к  информации  с  учетом  правовых  и  этических  аспектов ее распространения; 

Метапредметные  результаты  –  освоенные  обучающимися  на  базе  одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного  процесса,  так  и  в  других  жизненных  ситуациях.  Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной

школе,  являются:

Предметные  результаты  включают  в  себя:  освоенные  обучающимися  в  ходе изучения  учебного  предмета  умения  специфические  для  данной  предметной  области, виды  деятельности  по  получению  нового  знания  в  рамках  учебного  предмета,  его преобразованию  и  применению  в  учебных,  учебно-проектных  и  социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых

теориях,  типах  и  видах  отношений,  владение  научной  терминологией,  ключевыми понятиями,  методами  и  приемами.  В  соответствии  с  федеральным  государственным образовательным  стандартом  общего  образования  основные  предметные  результаты изучения информатики в основной школе отражают:

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 5 – 6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

 

Информация вокруг нас 

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение  информации.  Память  человека  и  память  человечества.  Носители информации. Передача информации.

Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код,  кодирование  информации.  Способы  кодирования  информации.  Метод координат. 

Формы  представления  информации.  Текст  как  форма  представления информации. Табличная  форма  представления  информации. Наглядные  формы  представления информации.

Обработка  информации.  Разнообразие  задач  обработки  информации.  Изменение формы  представления  информации.  Систематизация  информации.  Поиск  информации. Получение  новой  информации.  Преобразование  информации  по  заданным  правилам. Черные  ящики.  Преобразование  информации  путем  рассуждений.  Разработка  плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация  и  знания.  Чувственное  познание  окружающего  мира.  Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

 

Информационные технологии

Компьютер  –  универсальная  машина  для  работы  с  информацией.  Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные  устройства  компьютера,  в  том  числе  устройства  для  ввода  информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные  объекты.  Программы  и  документы.  Файлы  и  папки.  Основные правила именования файлов.

Элементы  пользовательского  интерфейса:  рабочий  стол;  панель  задач.  Мышь, указатель  мыши,  действия  с  мышью.  Управление  компьютером  с  помощью  мыши.  Компьютерные  меню.  Главное  меню.  Запуск  программ.  Окно  программы  и  его компоненты.  Диалоговые  окна.  Основные  элементы  управления,  имеющиеся  в диалоговых окнах.

Ввод  информации  в  память  компьютера.  Клавиатура.  Группы  клавиш.  Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый  редактор.  Правила  ввода  текста.  Слово,  предложение,  абзац.  Приёмы редактирования  (вставка,  удаление  и  замена  символов).  Фрагмент.  Перемещение  и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка  переносов.  Форматирование  символов  (шрифт,  размер,  начертание,  цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и  др.).    Создание  и  форматирование  списков.  Вставка  в  документ  таблицы,  ее форматирование и заполнение данными. 

Компьютерная  графика.  Простейший  графический  редактор.  Инструменты графического  редактора.  Инструменты  создания  простейших  графических  объектов. Исправление  ошибок  и  внесение  изменений.  Работа  с  фрагментами:  удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. 

Мультимедийная  презентация. Описание  последовательно  развивающихся  событий (сюжет).  Анимация.  Возможности  настройки  анимации  в  редакторе  презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. 

 

Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

 

Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

8

2

6

4

Компьютерная графика 

6

1

5

5

Создание мультимедийных объектов

7

1

6

6

Объекты и системы

8

6

2

7

Информационные модели

10

5

5

8

Алгоритмика

10

3

7

9

Повторение

2

 

2

 

Итого:

70

30

40

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Темы,

раскрывающие

основное

содержание  программы

Число

часов,

отводимых на

каждую тему

 

Основное содержание

 по темам

 

Характеристика деятельности ученика

 

 

Информация вокруг нас

12

  

 

      Информация  и информатика.  Как  человек получает информацию. Виды  информации  по  способу получения.

      Хранение информации. Память  человека  и  память  Человечества. Носители информации.

      Передача  информации. Источник,  канал, приёмник. Примеры  передачи информации.  Электронная  почта. 

      Код, кодирование информации.  Способы  кодирования информации. Метод координат.   

      Формы  представления  информации. Текст  как  форма  представления    информации.  Табличная  форма  представления  информации.  Наглядные формы  представления 

информации.   

      Обработка информации. 

Разнообразие  задач обработки  информации. Изменение  формы   

представления  информации. 

Систематизация информации.  Поиск информации.  Получение   

новой  информации. Преобразование  информации  по  заданным  правилам.  Черные  ящики. Преобразование 

информации  путем рассуждений.  Разработка плана действий и его запись. Задачи  на  переливания. 

Задачи на переправы.   

      Информация  и  знания. 

Чувственное  познание

окружающего  мира. Абстрактное  мышление. Понятие  как  форма мышления.

 

Аналитическая деятельность:

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека в живой природе, обществе, технике;

- приводить  примеры информационных носителей;

- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком,  по формам представления на  материальных носителях;

- разрабатывать  план

действий  для  решения задач  на  переправы,

переливания и пр.;

- определять,

информативно  или  нет некоторое  сообщение,  если  известны

способности  конкретного

субъекта  к  его

восприятию.

Практическая деятельность:

- кодировать  и

декодировать  сообщения,

используя  простейшие коды;

- работать  с  электронной

почтой  (регистрировать

почтовый  ящик  и

пересылать сообщения);

- осуществлять  поиск информации  в  сети Интернет  с

использованием  простых запросов  (по

признаку);

- сохранять  для

индивидуального

использования

найденные  в  сети

Интернет

информационные

объекты и ссылки на них; 

- систематизировать

(упорядочивать) файлы и папки;

- вычислять  значения

арифметических

выражений  с  помощью

программы Калькулятор;

- преобразовывать

информацию  по

заданным  правилам  и путём рассуждений;

- решать  задачи  на

переливания,  переправы

и пр. в соответствующих

программных средах.

Компьютер

7

      Компьютер – универсальная  машина  для  работы  с  информацией. Техника безопасности  и организация рабочего места.   

      Основные  устройства компьютера,  в  том  числе  устройства  для  ввода  информации  (текста,  звука,  изображения) в компьютер.

      Компьютерные объекты.  Программы  и документы. Файлы и папки. Основные  правила именования файлов.

      Элементы пользовательского 

интерфейса:  рабочий  стол; панель  задач.  Мышь, указатель мыши, действия с мышью.  Управление компьютером  с  помощью  мыши.  Компьютерные   

меню. Главное меню. Запуск  программ.  Окно  программы  и  его  компоненты. 

Диалоговые окна. Основные элементы  управления, имеющиеся  в  диалоговых  окнах. 

      Ввод  информации  в  память  компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная  позиция  пальцев  на клавиатуре. 

 

Аналитическая деятельность:

- выделять  аппаратное  и

программное

обеспечение компьютера;

-анализировать устройства

компьютера  с  точки

зрения  организации

процедур  ввода,

хранения,  обработки,

вывода  и  передачи

информации;

- определять  технические

средства,  с  помощью

которых  может  быть реализован  ввод информации  (текста, звука,  изображения)  в

компьютер.

Практическая деятельность: 

- выбирать  и  запускать нужную программу;

-  работать  с  основными

элементами

пользовательского

интерфейса: использовать

меню,  обращаться  за справкой,  работать  с

окнами  (изменять

размеры  и  перемещать окна,  реагировать  на

диалоговые окна);

- вводить  информацию  в

компьютер  с  помощью

клавиатуры  (приёмы

квалифицированного

клавиатурного  письма),  мыши  и  других

технических средств;

- создавать,

переименовывать,

перемещать,  копировать

и удалять файлы;

- соблюдать  требования  к организации

компьютерного  рабочего

места,  требования

безопасности  и  гигиены

при работе со средствами

ИКТ.

Подготовка текстов на компьютере

8

      Текстовый редактор.  

      Правила  ввода  текста. Слово, предложение, абзац.     

      Приёмы редактирования  (вставка,  удаление  и  замена  символов).  Фрагмент.

Перемещение  и  удаление

фрагментов.  Буфер  обмена.    Копирование фрагментов. 

      Проверка правописания, 

расстановка  переносов.  Форматирование  символов (шрифт, размер, начертание, цвет).  Форматирование абзацев  (выравнивание, отступ  первой  строки, междустрочный  интервал  и др.).  

      Создание  и форматирование списков. 

      Вставка  в  документ  таблицы, ее форматирование  и заполнение данными. 

 

Аналитическая деятельность:

- соотносить  этапы  (ввод, редактирование,

форматирование) создания  текстового

документа и возможности   тестового  процессора  по их реализации;

- определять инструменты

текстового редактора для выполнения  базовых операций  по  созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

- создавать  несложные

текстовые  документы  на

родном  и  иностранном языках;

- выделять,  перемещать  и удалять  фрагменты

Вставка  в  документ  текста;  создавать  тексты с  повторяющимися

фрагментами;

- осуществлять

орфографический

контроль  в  текстовом документе  с  помощью средств  текстового процессора;

- оформлять  текст  в

соответствии  с

заданными  требованиями

к  шрифту,  его

начертанию,  размеру  и цвету,  к  выравниванию

текста;

- создавать  и

форматировать списки;

-создавать, форматировать

и  заполнять  данными

таблицы.

Компьютерная графика

6

      Компьютерная графика.  

      Простейший графический редактор.   

      Инструменты графического  редактора. Инструменты  создания   

простейших  графических 

объектов.

      Исправление  ошибок  и  внесение  изменений.  Работа   

с  фрагментами:                удаление, 

перемещение,             копирование.

Преобразование           фрагментов. 

      Устройства  ввода 

графической информации.   

 

 

Аналитическая деятельность:

- выделять  в  сложных

графических  объектах простые  (графические

примитивы); 

- планировать  работу  по

конструированию

сложных  графических

объектов из простых;

- определять инструменты

графического  редактора

для  выполнения  базовых

операций  по  созданию

изображений;

Практическая деятельность:

-использовать простейший

(растровый  и/или

векторный)  графический

редактор  для  создания  и

редактирования

изображений;

- создавать  сложные

графические  объекты  с

повторяющимися  и  /или

преобразованными

фрагментами.

Создание 

мультимедийных 

объектов

7

      Мультимедийная 

презентация.    

      Описание  последовательно 

развивающихся  событий  (сюжет).  Анимация. Возможности  настройки анимации  в  редакторе  презентаций.  Создание  эффекта  движения  с помощью  смены 

последовательности рисунков.  

 

Аналитическая деятельность:

- планировать

последовательность событий  на  заданную тему;

- подбирать

иллюстративный

материал,

соответствующий

замыслу  создаваемого

мультимедийного

объекта.

Практическая деятельность:

- использовать  редактор

презентаций  или  иное программное  средство

для  создания  анимации

по имеющемуся сюжету;

- создавать  на  заданную тему  мультимедийную

презентацию  с

гиперссылками,  слайды которой содержат тексты,

звуки,  графические

изображения.

Объекты и системы

8

      Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

      Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

- анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

- выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

Практическая деятельность:

- изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

- изменять свойства панели задач;

- узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

- упорядочивать информацию в личной папке.

Информационные модели

10

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

- создавать словесные модели (описания);

-создавать многоуровневые списки;

- создавать табличные модели;

- создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

- создавать диаграммы и графики;

- создавать схемы, графы, деревья;

- создавать графические модели.

Алгоритмика

10

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

-составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

- составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Повторение

2

 

 

Итого:

70

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5 класс».
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
  8. Пакет офисных приложений MS Office 2003-2010.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  10. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин.—Эл. изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.—108 с. : ил.

 

Средства обучения информатике

Кабинет информатики и вычислительной техники. Учебники и методические пособия по информатике. Программные средства учебного назначения и их использование в процессе обучения информатике. Тесты, презентации и другие учебные материалы в электронном виде. Некомпьютерные средства обучения информатике (карточки; задания для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПК).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Изучение предмета «Информатика» должно обеспечить:

Предметные результаты изучения предмета «Информатика» должны отражать:

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

 

Информация вокруг нас

Выпускник научится:

·           понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

·           приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

·           приводить примеры древних и современных информационных носителей;

·           классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·           кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

·           определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

·           сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

·           сформировать представление о способах кодирования информации;

·           преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

·           научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

·           приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

·           для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·           называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·           осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

·           приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

 

Информационные технологии

Выпускник научится:

·           определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

·           различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

·           запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

·           создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

·           работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

·           вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

·           выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

·           применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

·           выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

·           использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

·           создавать и форматировать списки;

·           создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

·           создавать круговые и столбиковые диаграммы;

·           применять простейший графический редактор для создания и редактирования  простых рисунков;

·           использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

·           осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

·           ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

·           соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

·           овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

·           научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

·           сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

·           расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

·           создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

·           осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

·           оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

·           видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

·           научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

·           научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

·           научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

·           научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

·           расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

 

Информационное моделирование

Выпускник научится:

·           понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

·           различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

·            «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

·           перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

·           строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

·           сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

·           приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

·           познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

·           выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

 

Алгоритмика

Выпускник научится:

·           понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

·           понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·           осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

·           понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

·           подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной  ситуации;

·           исполнять линейный алгоритм  для формального исполнителя с заданной системой команд;

·           разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

 

Выпускник получит возможность:

·           исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

·           по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

·           разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

 

Работа с информацией

Выпускник научится:

–                     читать несложные готовые таблицы;

–                     заполнять несложные готовые таблицы;

–                     читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

–                     читать несложные готовые круговые диаграммы;

–                     достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

–                     сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

–                     понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

–                     составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

–                     распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

–                     планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

–                     интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравниватьи обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

 

Календарно-тематическое планирование

5-б класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1.

Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация

рабочего места

1

01.09.15

 

Введение, §1, §2(1)

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

08.09.15

 

§2

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура

1

15.09.15

 

§3

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

4.

Управление компьютером.

1

22.09.15

 

§4

 

5.

Управление компьютером с помощью клавиатуры.

1

29.09.15

 

§4Практическая  работа  №2  «Вспоминаем  приёмы

управления компьютером»

6.

Хранение информации

1

06.10.15

 

§5

Практическая  работа  №3  «Создаём  и  сохраняем

файлы»

7.

Передача информации

1

13.10.15

 

§6(1)

8.

Электронная почта

1

20.10.15

 

§6(2)

Практическая работа №4 «Работаем с электронной

почтой»

9.

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

27.10.15

 

§7(1)

10.

Метод координат

1

10.11.15

 

§7(2)

11.

Текст как форма представления информации.  Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

17.11.15

 

§8(1,2)

12.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста

1

24.11.15

 

§8(3,4)

Практическая работа №5 «Вводим текст»

13.

Редактирование текста

1

01.12.15

 

§8(5)

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

14.

Текстовый фрагмент и операции с ним

1

08.12.15

 

§8(6)

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами

текста»

15.

Форматирование текста

1

15.12.15

 

§8(7)

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

16.

Представление информации в  форме таблиц. Структура таблицы

 

1

22.12.15

 

§9(1)

Практическая  работа  №9  «Создаём  простые

таблицы» (задания 1 и 2)

17.

Табличное решение логических задач

1

29.12.16

 

§9(2)

Практическая  работа  №9  «Создаём  простые

таблицы» (задания 3 и 4)

18.

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

12.01.16

 

§10(1, 2)

19.

Диаграммы

1

19.01.16

 

§10(3)

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

20.

Компьютерная графика. Графический  редактор  Paint

1

26.01.16

 

§11(1)

Практическая  работа №11  «Изучаем  инструменты

графического редактора»

21.

Преобразование графических изображений

1

2.02.16

 

§11(2)

Практическая  работа  №12  «Работаем  с

графическими фрагментами»

22.

Создание графических изображений

1

9.02.16

 

§11(1, 2)

Практическая  работа  №13  «Планируем  работу  в

графическом редакторе»

23.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

16.02.16

 

§12(1, 2)

24.

Списки – способ упорядочивания информации

1

1.03.16

 

§12(2)

Практическая работа №14 «Создаём списки»

25.

Поиск информации

1

15.03.16

 

§12(3)

Практическая  работа №15  «Ищем  информацию  в

сети Интернет»

26.

Кодирование как изменение формы представления информации

1

22.03.16

 

§12(4)

27.

Преобразование информации по заданным правилам

1

5.04.16

 

§12(5)

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления

с помощью программы Калькулятор»

28.

Преобразование информации путем рассуждений

1

12.04.16

 

§12(6)

29.

Разработка плана действий. Задачи о переправах

1

19.04.16

 

§12(7)

30.

Табличная форма записи  плана действий. Задачи о переливаниях

1

26.04.16

 

§12(7)

31.

Создание движущихся изображений

1

3.05.16

 

§12(8)

Практическая  работа  №17  «Создаём  анимацию»

(задание 1)

32.

Создание анимации по собственному замыслу

1

10.05.16

 

Практическая  работа  №17  «Создаём  анимацию»

(задание 2)

33.

Выполнение итогового мини-проекта

1

17.05.16

 

Практическая  работа  №17  «Создаём  слайд-шоу»

34

Повторение материала за 5 класс

1

24.05.16

 

 

35

Итоговое тестирование

1

31.05.16