1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373), основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.В. Матвеевой.
Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373
· Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Программа и тематическое планирование по информатике для 3-б, 4-б классов рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой.
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
В ходе обучения информатике по данной программе, решаются следующие задачи:
· развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
· формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
· формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД (общеучебных умений) — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
В третьем классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода: изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Школьники изучают устройство компьютера, осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Информатика в 3-м и 4-м классах изучается как отдельный предмет. На её изучение в 3-м и в 4-м классах отводится по 1 часу в неделю, программа рассчитана на 69 часов (35 часов в 3-м классе и 34 часа в 4-м классе).
Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы. Для обучения по данной программе используются: учебникИнформатика: Учебник для 3 класса: в 2 ч./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова,– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч./ Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., 2013, Учебник для 4 класса: в 2 ч./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Нурова Н. А. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч./Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. 2013, электронное приложение.
В УМК «Информатика» 3-4 класс (ФГОС), автор Матвеева Н. В. и др. реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРАМ И ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Хотя данный курс рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера, при этом обучение по данной прграмме не предполагает жестких требований ни к компьютерам, ни к программному обеспечению. При обучении можно использовать любые современные компьютеры, которые есть в школе, принтер и мультимедийный проектор.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика. на уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания. Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Ин формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, па- мять и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, напри мер), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.). Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
— готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
— ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
— социальные компетенции;
— личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
— познавательных;
— регулятивных;
— коммуникативных;
— овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
— наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
— соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
— устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
— понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
— выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
— решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
— самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
— овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
— получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
— получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
— приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
— учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
— оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
— учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
— наблюдать и описывать объекты;
— анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
— выделять свойства объектов;
— обобщать необходимые данные;
— формулировать проблему;
— выдвигать и проверять гипотезу;
— синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
— самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
— информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
— информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
— источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
— работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
— средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
— организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
— раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
— содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
— разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
— «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
— практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
— учебную мотивацию;
— учебную цель;
— учебную задачу;
— учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
— метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тем учебного курса 3 класса
Изучение курса информатики в третьем классе начинается с темы «Информация, человек и компьютер», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Учащиеся должны знать:
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
Глава 2. Действия с информацией (10 часов).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией»
Учащиеся должны понимать:
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
- что данные - это закодированная информация;
уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Глава 3. Мир объектов (9 часа).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Учащиеся должны знать:
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
уметь:
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Глава 4. Компьютер, системы и сети (8 часов).
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов. Компьютер, системы и сети».
Учащиеся должны знать:
- что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
- назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
- что электронный документ – это файл с именем;
- что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
- что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
- что такое информационная система и из чего она состоит;
уметь:
- называть части компьютера, программы и виды данных;
-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
-уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Повторение изученного за год - 2 час.
Содержание тем учебного курса 4 класса
Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.
Глава 1. Повторение – 7 часов
Человек в мире информации. Действия с данными |
Объект и его свойства. |
Отношения между объектами. |
Компьютер как система |
Цели: - Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); - Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представление материала в табличном виде. |
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение –9 часов |
Мир понятий |
Деление понятия. Обобщение понятий |
Отношения между понятиями |
Понятия «истина» и «ложь» |
Суждение |
Умозаключение |
Цели: - Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Объединение предметов по общему признаку. Различение целого и части. - Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения. |
Глава 3. Мир моделей – 8 часов |
Модель объекта. Текстовая и графическая модели |
Алгоритм как модель действий |
Формы записи алгоритмов. |
Виды алгоритмов |
Исполнитель алгоритма |
Компьютер как исполнитель |
Цели: |
- Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. - Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи. |
Глава 4. Управление – 9 часов |
Кто кем и зачем управляет |
Управляющий объект и объект управления |
Цель управления |
Управляющее воздействие |
Средство управления Результат управления. Современные средства коммуникации |
Цели: - Определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление. |
|
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс
Содержание раздела |
часы |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Информация, человек и компьютер |
6
|
Понять: с помощью чего человек получает информацию, какая бывает информация; что такое источники и приёмники информации, кто (или что) может быть источником или приёмником информации, какие бывают источники информации; что такое носители информации, какие они бывают, какими носителями пользовались в древности и какими в настоящее время; для чего нужен компьютер, какие устройства нужны человеку для работы с данными, для чего нужны программы. Научиться: различать виды информации и использовать информацию для решения задач; различать искусственные и естественные источники информации, приводить примеры; выбирать носители для хранения разных видов информации; различать и называть части компьютера. |
Действия с информацией |
10 |
Понять: для чего и как получают (собирают) информацию, какие инструменты используются для получения информации; что такое представление информации, какими способами её можно представить; что представление полученной информации на носителе – это кодирование; что такое кодирование данных, чем кодирование отличается от шифрования; как человек хранит информацию и данные, какая память бывает у компьютера; что такое обработка информации и данных, как обрабатываются данные с помощью компьютера. Научиться: получать информацию с помощью измерительных приборов и устройств; называть способ представления информации на носителе и выбирать подходящий способ представления полученной информации; рассказывать о кодировании информации; кодировать письменные сообщения (текстовые данные) и шифровать их; выбирать способ и носители для хранения данных; использовать компьютер для обработки чисел, текста и графики. |
Мир объектов |
9 |
Понять: что обозначает слово «объект», какова роль имени объекта и что такое свойства объекта; что такое функция объекта; что объекты могут находиться между собой в определённых отношениях; что такое характеристика объекта; что такое документ, в котором хранятся данные об объекте. Научиться: давать имена объектам, используя термины информатики, и называть свойства объекта; называть функции объектов на основе анализа свойств объектов; видеть и называть отношения между объектами; составлять характеристику объекта; отличать документы друг от друга и давать им сравнительную характеристику. |
Компьютер, системы, сети |
8 |
Понять: из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой; что такое системные программы и операционная система; что такое файловая система; что такое компьютерные сети, какие они бывают; что такое информационная система, какие существуют информационные системы. Научиться: строить схему компьютера как систему его основных составных частей; различать и называть виды системных программ; пользоваться файловой системой; составлять сравнительную характеристику локальной и глобальной сетей, компьютера и сервера; осуществлять поиск информации (документов) в информационной системе (библиотеке, компьютерной сети). |
Повторение курса информатики за 3 класс |
2 |
Закрепить представление об основных понятиях курса информатики 3 класса.
|
4 класс
Содержание раздела |
часы |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Повторение |
7
|
Знать: как человек получает информацию, где хранит её, что делает с ней, что может быть носителем информации, что может быть источником информации для человека; что можно называть словом «объект» и что означают словосочетания «имя объекта» и «свойства объекта», что объекты находятся в отношениях между собой, эти отношения имеют свои имена; что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем нужны компьютерные программы и какие они бывают. Уметь определять и называть виды информации по способу её восприятия человеком и по способу представления на носителе. Понять: чем отличаются действия с информацией от действий с данными. Научиться: рассуждать о действиях с информацией и выполнять эти действия, в том числе с помощью компьютера; составлять характеристику объекта; называть отношения и строить схему отношений между двумя объектами; описывать компьютер как универсальный инструмент для работы с информацией. |
Суждение, умозаключение, понятие |
9 |
Понять: что существуют объекты окружающего мира и мир понятий человека об этих объектах; что с понятиями можно совершать умственное действие: «деление понятия» или «обобщение понятий»; что отношения между понятиями бывают: «вид-вид», «род-вид», что отношения бывают несимметричными и симметричными; что такое истинное высказывание и ложное высказывание; что такое суждение, какие суждения бывают; что такое умозаключение, из чего оно состоит. Научиться: видеть и называть существенные свойства объектов и составлять содержание понятия; делить понятия и строить схемы деления понятий; обобщать понятия и строить схемы обобщения понятий; узнавать и называть отношения, строить отношения в виде кругов Эйлера; приводить примеры высказываний; отличать истинное суждение от ложного, высказывать своё суждение; делать заключение на основе анализа одной, двух или нескольких посылок. |
Мир моделей |
8 |
Понять: что модель – это заменитель реального объекта; что такое текстовая модель и что такое графическая модель; какое описание последовательности действий может быть названо алгоритмом, какие бывают свойства у алгоритма; какие бывают алгоритмы и как их записывают; что означают термины «исполнитель алгоритма» и «система команд исполнителя»; что компьютер – это формальный исполнитель программы. Научиться: называть цель создания и использования модели, определять, чем модель отличается от объекта-оригинала; создавать текстовые и графические модели отношений между понятиями; отличать алгоритм от плана действий; создавать алгоритмы в текстовой и графической форме, определять и называть вид алгоритма, отличать линейные алгоритмы от алгоритмов с ветвлением; составлять список команд, которые может выполнять данный исполнитель. |
Управление |
9 |
Понять: что управление – это особое отношение между объектами; что процесс управления включает в себя того, кто управляет, и того, кем или чем управляют, а также цель управления; что называют управляющим объектом и объектом управления; что означает цель управления; что такое управляющее воздействие; что такое средство управления; что означает результат управления; что современные средства коммуникации обеспечивают возможность общения, то есть обмена информацией между людьми, что средства коммуникации могут служить средством управления не только людьми, но и техническими устройствами. Научиться: узнавать и называть в окружающей действительности, кто, кем или чем управляет, приводить свои примеры; узнавать в окружающей действительности управляющие объекты и объекты управления; понимать и называть цель управления в конкретных ситуациях; узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях; узнавать и называть средства управления; видеть результат управления, в том числе результат самоуправления; называть средства коммуникации и их назначение. |
Повторение курса информатики за 4 класс |
1 |
Закрепить представление об основных понятиях курса информатики 4 класса.
|
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Информатика: Учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова – 2-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 126 с.: ил.
2. Информатика: Учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова – 2-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 112 с.: ил.
3. Информатика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 101 с.: ил.
4. Информатика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 123 с.: ил.
5. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса: Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 72 с.: ил.
6. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса: Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с.: ил.
7. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса: Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 104 с.: ил.
8. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса: Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 120 с.: ил.
9. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе
Электронное сопровождение УМК:
— ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», (http://school-collecti.on.edu.ru/ );
— ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class)[]=45&subject[]=19 );
— авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/ );
— лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/ ).
- Программно-методический комплекс «МИР ИНФОРМАТИКИ» компании «Кирилл и Мефодий».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 –б класс)
Урок |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Информация, человек и компьютер |
|
|
|
|
1 |
Человек и информация |
§ 1. |
2.09.15 |
|
2 |
Источники и приемники информации |
§ 2. |
9.09.15 |
|
3 |
Носители информации |
§ 3. |
16.09.15 |
|
4 |
Компьютер |
§ 4. |
23.09.15 |
|
5 |
Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер»» |
§ 1-4 |
30.09.15 |
|
6 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и компьютер» |
|
7.10.15 |
|
Действия с информацией |
|
|
|
|
7 |
Получение информации |
§ 5. |
14.10.15 |
|
8 |
Представление информации |
§ 6. |
21.10.15 |
|
9 |
Кодирование информации |
§7. |
28.10.15 |
|
10 |
Кодирование и шифрование данных |
§ 8. |
11.11.15 |
|
11 |
Кодирование и шифрование данных |
§ 8. |
18.11.15 |
|
12 |
Хранение информации |
§ 9. |
25.11.15 |
|
13 |
Обработка информации и данных |
§ 10. |
02.12.15 |
|
14 |
Обработка информации и данных |
§ 10. |
09.12.15 |
|
15 |
Работа со словарем |
§ 5-10 |
16.12.15 |
|
16 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Действия с информацией» |
|
23.12.15 |
|
Мир объектов |
|
|
|
|
17 |
Объект |
§ 11. |
13.01.16 |
|
18 |
Объект, его имя и свойства |
§ 11. |
20.01.16 |
|
19 |
Функции объекта. |
§ 12. |
27.01.16 |
|
20 |
Функции объекта. |
§ 12. |
3.02.16 |
|
21 |
Отношения между объектами |
§ 13. |
10.02.16 |
|
22 |
Характеристика объекта |
§ 14. |
17.02.16 |
|
23 |
Документ и данные об объекте |
§ 15. |
24.02.16 |
|
24 |
Повторение, работа со словарем |
§ 11-15 |
2.03.16 |
|
25 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов» |
|
9.03.16 |
|
Компьютер, системы, сети |
|
|
|
|
26 |
Компьютер – это система |
§ 16. |
16.03.16 |
|
27 |
Системные программы. |
§ 17. |
23.03.16 |
|
28 |
Операционная система. |
§ 17. |
6.04.16 |
|
29 |
Файловая система |
§ 18. |
13.04.16 |
|
30 |
Компьютерные сети |
§ 19. |
20.04.16 |
|
31 |
Информационные системы |
§ 20. |
27.04.16 |
|
32 |
Повторение, работа со словарем |
§ 16-20 |
4.05.16 |
|
33 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы, сети» |
|
11.05.16 |
|
34 |
Повторение за курс 3 класса |
|
18.05.16 |
|
35 |
Годовая контрольная, тестирование. |
|
25.05.16 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 –б класс)
Урок |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Повторение |
||||
1 |
Человек в мире информации |
§ 1. |
7.09.15 |
|
2 |
Действия с данными |
§ 2. |
14.09.15 |
|
3 |
Объект и его свойства |
§ 3. |
21.09.15 |
|
4 |
Отношения между объектами |
§4. |
28.09.15 |
|
5 |
Компьютер как система |
§ 5. |
5.10.15 |
|
6 |
Повторение, компьютерный практикум |
§ 1.-5 |
12.10.15 |
|
7 |
Контрольная работа № 1 «Повторение» |
|
19.10.15 |
|
Суждение, умозаключение, понятие |
||||
8 |
Мир понятий |
§ 6. |
26.10.15 |
|
9 |
Деление понятия |
§ 7. |
9.11.15 |
|
10 |
Обобщение понятий |
§ 8. |
16.11.15 |
|
11 |
Отношения между понятиями |
§ 9. |
23.11.15 |
|
12 |
Понятия «истина» и «ложь» |
§ 10. |
30.11.15 |
|
13 |
Суждение |
§ 11 |
7.12.15 |
|
14 |
Умозаключение |
§ 12. |
14.12.15 |
|
15 |
Повторение. Работа со словарем. |
§ 6.-12 |
21.12.15 |
|
16 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение, умозаключение, понятие» |
|
28.12.15 |
|
Мир моделей |
||||
17 |
Модель объекта |
§ 13. |
11.01.16 |
|
18 |
Текстовая и графическая модели |
§ 14. |
18.01.16 |
|
19 |
Алгоритм как модель действий |
§ 15. |
25.01.16 |
|
20 |
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов |
§ 16. |
1.02.16 |
|
21 |
Исполнитель алгоритма. |
§ 17. |
8.02.16 |
|
22 |
Компьютер как исполнитель |
§ 18. |
15.02.16 |
|
23 |
Повторение. Работа со словарем |
|
27.02.16 |
|
24 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей» |
§ 13.-18 |
29.02.16 |
|
Управление |
||||
25 |
Кто кем и зачем управляет |
§ 19. |
5.03.16 |
|
26 |
Управляющий объект и объект управления |
§ 20. |
14.03.16 |
|
27 |
Цель управления |
§ 21. |
21.03.16 |
|
28 |
Управляющее воздействие |
§ 22. |
4.04.16 |
|
29 |
Средство управления |
§ 23. |
11.04.16 |
|
30 |
Результат управления |
§ 24. |
18.04.16 |
|
31 |
Современные средства коммуникации |
§ 25. |
25.04.16 |
|
32 |
Повторение. Работа со словарем. |
§ 19.-25 |
16.05.16 |
|
33 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Управление» |
|
23.05.16 |
|
34 |
Повторение за курс 4 класса |
|
30.05.16 |
|