Электроника

РАБОЧАЯ ПРОГРАММ0А по Информатике и ИКТ 8 класс Угринович 2014 год

Скачат

Пояснительная записка.

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика» для 8 класса составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005).Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 8 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач.  Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • сформировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • сформировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • сформировать у учащихся готовность к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развивать творческие и познавательные способности учащихся.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·             определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·             комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·             использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·             владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 8 класса на базовом уровне рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .

В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:

1)  В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часов в 8кл, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы за счёт темы «информация и информационные процессы».

2) За счёт резервного времени, отведённое автором программы на повторение пройденного, увеличил на 4 количество часов по теме «компьютер как универсальное средство обработки информации».

Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

            Контроль знаний и умений учащихся по каждой теме осуществляется в ходе проведения тестирования или зачетной практической работы.

           

Содержание учебной программы.

1. Информация и информационные процессы (7 ч).

Информация в природе, обществе и технике. Информация и инфо7рмационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 ч).

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками.

 Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Практические работы:

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

3. Коммуникационные технологии (16 ч).

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 3.3 «География Интернета».

Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

Учебно-тематический план

8 класс

№п/п

Тема

Количество часов

1

Информация и информационные процессы.

7

2

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.

11

3

Коммуникационные технологии.

16

4

Итог:

34

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

            В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать:

  • предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • виды информации и ее свойства;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • историю развития вычислительной техники;
  • назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • операционную оболочку;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • представление о способах кодирования  информации;
  • устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • назначение основных элементов окна графического редактора;
  • приемы создания и редактирования изображения;
  • основные элементы текста;
  • приемы редактирования и форматирования текста;
  • проверку орфографии;
  • технологию вставки различных объектов;
  • требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • правило создания анимации,

уметь:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • классифицировать информацию по видам;
  • раскрывать свойства информации на примерах;
  • представлять принципы кодирования информации;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • соблюдать правила ТБ;
  • различать устройства ввода и вывода;
  • записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • выделять элементы текста;
  • проверять орфографию в документе;
  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • создавать простейшие анимации.

Направленность курсаразвивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что  данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в  содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение  простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Литература и средства обучения  по информатике и ИКТ

 

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : практикум / Н.Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. – М.: Бином, 2011
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович.– М.: Бином, 2010

Календарно-тематический план по информатике и ИКТ (8 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид  и форма занятия

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

Повторение

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (7 часов)

 

1

Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.

Информация в живой и неживой природе.

1

УФЗ

РАС

Презентация «Техника безопасности и организация рабочего места»

ФО

Понятие информации и ее классификация

 

 

 

2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1

УФСЗ

РАС

 

УО

 

 

 

 

3

Знаки и знаковые системы.

1

УФЗ

РАС

 

УО, ПР

 

 

 

 

4

Кодирование информации.

1

КУ

 

Презентация «Кодирование информации»

ФО

Техника безопасности

 

 

 

5

Количество информации. Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

1

УФСЗ

ПРАК

ПК. Приложение Калькулятор

УО, ПР

Кодирование информации

 

 

 

6

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

1

УФСЗ

ПРАК

Презентация «Алфавитный подход к определению количества информации»

УО, ПР

Информация, кодирование информации

 

 

 

7

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».

1

УКЗУН

Файлы ПК1_1, ПК1_2.

КР

 

 

 

 

 

2. КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (11 часов)

8

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

УФЗ

РАС

 

Презентация «Устройство ПК»

УО

 

 

 

 

9

Устройства ввода и вывода информации.

1

УФЗ

РАС

Презентация «Устройства ввода и вывода  ПК»

ФО

Устройство компьютера

 

 

 

10

Оперативная память. Долговременная память.

1

УФСЗ

РАС

 

УО

Устройства ввода и вывода информации

 

 

 

11

Файлы. Файловая система. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

УСЗУН

РАС

ПРАК

Презентация «Файлы и файловая система»

УО, ПР

Оперативная и долговременная память

 

 

 

12

Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

1

УФЗ

ПРАК

 

 

ФО, ПР

Файлы и файловая система

 

 

 

13

 

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.

Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».

1

УФСЗ

ПРАК

Презентация «Программное обеспечение»

УО, ПР

Работа с файлами и дисками

 

 

 

14

Графический интерфейс операционных систем.

Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».

1

УСЗУН

ПРАК

Презентация «Графический интерфейс ОС»

УО, ПР

Программное обеспечение компьютера

 

 

 

15

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

УФЗ

ПРАК

Презентация «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

УО, ПР

Графический интерфейс ОС

 

 

 

16

Правовая охрана программ и данных.

1

УФЗ

РАС

 

УО

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

 

 

 

17

Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

УКЗУН

 

Текст КР

КР

Программная обработка данных на компьютере

 

 

 

3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (16 часов)

18

Передача информации.

1

УФЗ

 

УО

 

 

 

 

19

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

1

УФСЗ

РАС

ПРАК

Презентация «Локальные вычислительные сети»

УО, ПР

Передача информации

 

 

 

20

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».

1

УСЗУН

РАС

ПРАК

Презентация «Интернет»

УО, ПР

Локальные сети

 

 

 

21

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

Практическая работа № 3.3 «География Интернета».

1

УФСЗ

РАС

ПРАК

 

УО, ПР

Глобальная сеть Интернет

 

 

 

 

 

 

 

22

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете.

Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».

 

 

1

 

УФЗ

ПРАК

 

Презентация «Информационные ресурсы Интернета»

 

ФО, ПР

Адресация в Интернете

 

 

 

23

Электронная почта. Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

1

УФСЗ

ПРАК

Презентация «Электронная почта»

УО, ПР

Информационные ресурсы Интернета

 

 

 

24

Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».

1

КУ

ПРАК

Презентация «Поиск информации в Интернете»

ФО, ПР

Электронная почта

 

 

 

25

3.7.1, 3.7.2 Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

КУ

Презентация «Структура Web-страницы»

УО

Глобальная компьютерная сеть Интернет

 

 

 

26

3.7.3 Форматирование текста на Web-странице.

1

КУ

 

 

ФО

Структура Web-страницы

 

 

 

27

3.7.4, 3.7.5 Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы

1

КУ

 

 

ФО

 

 

 

 

28

3.7.6, 3.7.7 Списки и интерактивные формы на Web-страницах

1

КУ

 

 

УО

 

 

 

 

29

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» (часть 1)

1

КУ

ПРАК

 

ПР, ИЗ

Глобальная сеть Интернет

 

 

 

30

Обобщающее повторение по теме «Коммуникационные технологии»

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» (часть 2)

1

УЗСЗ

ПРАК

 

ПР, ИЗ

 

 

 

 

31

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1

УКЗУН

 

КР

 

 

 

 

32-33

Разработка проекта «Сайт-визитка»

2

ПРАК

 

ПР, ИЗ

 

 

 

 

34

Защита творческих проектов. Повторение материала.

1

УЗСЗ

 

ФО, ИЗ